Рекомендации для родителей

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ 
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
Познавательная сфера  (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой  деятельности.
Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких, как Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева, которые исследовали разные периоды восприятия; Г. С. Гуменная, изучавшая особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова, исследовавшие внимание; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова, изучавшие своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов, исследовавший воображение.
Е.М. Мастюкова в своих исследованиях указывает, что «у многих детей с речевыми нарушениями при формально сохранном интеллекте имеют место выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов». Поэтому, для того чтобы понять причину нарушения или недоразвития речи необходимо знать состояние познавательной сферы ребенка, и необходимо рассматривать каждый психический процесс в отдельности.
Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности.
В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой – речь сама становится средством направления внимания и контроля.
Изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи занималась Т.С. Овчинникова. Ей удалось выявить особенности, отличающие детей с нарушениями речи от здоровых детей, и охарактеризовать продуктивность их деятельности при длительных умственных нагрузках.
Исследования показали, что внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.
Восприятие ощущение, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. Целостность отличает восприятие от отдельных ощущений; в отличие от комплексов ощущений оно предметно. Предмет восприятия зависит от многих, преимущественно психических, факторов, что свидетельствует о необходимости рассмотрения любых психологических объектов только в системе.
Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов.
По мнению Р.Е. Левиной: «Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным (кинестетическим) анализаторами ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это в свою очередь препятствует накоплению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, овладению письмом и чтением».
А.П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
Память – следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память формирует содержательное в психике, опыт личности и ее «Я». Без памяти невозможно обучение.
П.П. Блонский провел исследование состояния памяти разной модальности у дошкольников с нарушением речи и у их сверстников без нарушений речи. В обеих группах детей подтверждается общая закономерность, установленная П.П. Блонским: наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего слуховая.
Исследование смысловой и механической памяти показало, что достоверные отличия по их соотношению у детей с нарушениями речи и детей без таковых отсутствуют. Однако удалось установить различие в их соотношении в каждой группе, которое свидетельствует о том, что у детей без нарушений речи процесс опосредованного смыслового запоминания более сформирован в сравнении с детьми, у которых речь нарушена.
Данные исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.
Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие обращено к настоящему, память к прошлому, то воображение – к будущему.
В трудах, посвященных исследованию воображения у детей с нормальным развитием, подчеркивается тесная связь воображения и речи. «Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи, писал Л.С. Выготский. – Задержка в развитии речи... знаменует собой и задержку развития воображения».
В.П. Глухов исследовал воображение у детей с нарушением речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.
Вопрос о состоянии мышления у лиц с речевыми нарушениями имеет теоретическую и практическую стороны. У теоретической стороны давняя история, это проблема соотношения речи и мышления. Обычно приводят в качестве примеров ее решения позиции Ж. Пиаже, считавшего, что мышление не зависит от речи, и Л.С. Выготского, отводившего речи существенную роль в обеспечении высших форм мышления человека. В свою очередь С.Л. Рубинштейн отмечал, что «между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь, как того хотят формалистические и идеалистические теории, превращающие слово как знак в «производящую причину» мышления.
Изучением состояния невербального интеллекта детей с нарушением  речи занимались О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова. Согласно исследованиям, детей можно разделить на три группы:
·                   дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развития интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9% от популяции детей с нарушением речи;
·                   дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует норме (27 %);
·                   дети, у которых развитие невербального интеллекта соответствует нижней границе нормы, но характеризуется нестабильностью: в определенные моменты дети могут показать состояние интеллекта ниже нормы. Самая многочисленная в процентном отношении группа – 63%.
В процессе исследования были получены следующие результаты: у детей с нарушением речи на процесс и результаты мышления влияют недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений.
Нарушения самоорганизации обусловливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер и проявляются в психофизической расторможенности, реже в заторможенности и отсутствии устойчивого интереса к заданию. Дети часто длительно не включаются в предложенную им проблемную ситуацию или, наоборот, очень быстро приступают к выполнению заданий, но при этом оценивают проблемную ситуацию поверхностно, без учета всех особенностей задания. Другие приступают к выполнению заданий, но быстро утрачивают к ним интерес, не заканчивают их и отказываются работать, даже в случаях правильного выполнения заданий. При этом возможности правильного осуществления мыслительных операций у детей с недоразвитием речи, как правило, сохранны, что выявляется при расширении запаса знаний и упорядочении самоорганизации.
При изучении М.А. Фотековой особенностей наглядно-образного мышления с помощью детского варианта цветных прогрессивных матриц Дж. Равена было обнаружено, что контингент детей по успешности выполнения заданий неоднороден и представлен разными группами.
Наиболее успешная группа по результатам выполнения наглядных заданий характеризуется негрубой речевой патологией (недостатки звукопроизношения и слабость владения грамматическим строем). Около 37% детей с нарушением речи показали низкий уровень успешности решения наглядных задач. Было обнаружено, что только у 7% детей особенности познавательной деятельности приближаются к показателям, присущим нормально развивающимся сверстникам. Так же обнаружились особенности, которые по своему психологическому механизму первично связаны с системным недоразвитием речи, а не с нарушением собственно мышления. Установление во внутреннем плане речемыслительной связи слова с предметным образом (например, в случае опосредствованного запоминания) у этих детей нарушается из-за недостаточной сформированности механизма внутренней речи в звене перехода речевых образований в мыслительные и наоборот.
Опираясь на данные исследований можно сделать вывод, что, овладевая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Исследования ученых показывают, что дошкольники с нарушением речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций.  А именно выявление соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта для выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-развивающих задач.


Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности у дошкольников с нарушением речи


Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка.
Но психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.
Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Данное утверждение действенно, если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома.
Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений. Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации (ограничение двигательной активности) далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.
Как помочь ребенку развивать познавательные и творческие способности и коммуникативную функцию речи, не лишая его главной биологической потребности - потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов - практиков.
Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия в логопедической группе проводятся учителем - логопедом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой воспитания и обучения ребенка в соответствии со сроками коррекции.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем - логопедом, так и воспитателем.
В дидактических играх используются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
Благодаря дидактической игре можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.
При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста.
Важным моментом в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления - наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.
Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для детей с речевой патологией приобретает особое значение.
В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка речевой недостаточностью эмоциональная сторона организации игры - важное условие. Учитель-логопед своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.
Роль логопеда в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным и коррекционным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Приемы и методы руководства дидактическими играми:
·        привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.)
·        краткость и ясность речи воспитателя
·        активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает)
·        коммуникативная направленность
Организация дидактической игры:
·        Подготовка к проведению дидактической игры
·        Проведение дидактической игры
·        Анализ
В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной личности на основе трех основных направлений:
1. Социально - психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого логопед использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.
2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме. В своей работе педагог должен использовать пальчиковый массаж. Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга, помогают кишечнику и т.д.
3. Здоровье - сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека - особая реальность, которой ему предстоит овладеть.
Педагогический процесс идет так, чтобы мир, в том числе мир телесных движений, открылся детям в качестве особой, "необыденной" действительности, как специфическая "культура", к которой им еще только предстоит приобщиться.
Работа учителя-логопеда построена с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее, разработать методические рекомендации развития дошкольников с нарушением речи учетом их возможностей и состояния здоровья.
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
·        с игрушками и предметами;
·        настольно-печатные;
·        словесные.
Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.
Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. 
Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.
Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.
В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.
Правила работы с дидактическими играми:
·        Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.
·        Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.
·        Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры - 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).
Познакомиться со структурой описания игр:
·        подробное описание цели;
·        перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;
·        описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
·        советы по организации игрового пространства;
·        изложение правил и хода игры;
·        задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;
·        примеры учебных заданий;
·        примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.
·        Использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.
·        Использовать игры для разрешения конкретной педагогической ситуации.
·        Сделать занятие разнообразным и радостным для детей.
·        Научиться подбирать формы предъявления учебных заданий (видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраиваться в зависимости от их реакции).
Дидактические игры могут быть использованы на любых занятиях в детском саду при ознакомлении детей с содержанием любых программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования Российской Федерации.
Таким образом, в работе с детьми с речевой патологией игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома).




Дидактические игры на развитие внимания

 «Внимание  маленького ребёнка – это капризное «существо».
 Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда,
 как только стремишься приблизиться к нему».
 В.А. Сухомлинский

Внимание – это сосредоточенность на чём-либо. Оно связано с интересами, склонностями ребёнка, от его особенностей зависят такие качества: наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребёнком доступного для него объёма знаний, умений и установление контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребёнок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.
Внимание  дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями.  Ребёнок  сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение  внимания,  поэтому  дети  редко длительное время занимаются одним и тем же делом.
Внимание обладает свойствами такими как: объём, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств, приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребёнка.

В  дошкольном  детстве развивается:

  • Непроизвольное   внимание, которое  связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов и т.д. всё это вначале объясняют и показывают взрослые, потом  ребёнок  замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает  внимание  само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты.  Дети  замечают новую одежду приятеля, необычные цветы и т.п. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное – то, чего не было в их опыте.
  • Произвольное внимание, которое проявляется в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Если не получилось то, что задумал, ребёнок даже плачет: «Я хотел Буратино нарисовать, а тут корова какая-то вышла!». Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят: «Если затих, – значит что-то затевает».   Хотя  дети  4 – 5 лет и начинают овладевать произвольным  вниманием, непроизвольное  внимание  остаётся преобладающим на протяжении всего  дошкольного  детства. Детям  трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность  внимания  является одним из основания, по которым  дошкольное  обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного  внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности и их частая смена, позволяют поддерживать  внимание   детей  на достаточно высоком уровне. Внимание  имеет огромное значение в жизни  детей. Именно оно делает все психические процессы полноценными. Развитие свойств и видов  внимания  дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него нового материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так, показатели  внимания  значительно возрастают в различных играх, а особенно в дидактических.

Примеры дидактических игр на развитие внимания дошкольников:

 I. Развиваем зрительное внимание.

1.  Д/игра «Сделай как у меня»                                                                                                      
Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера)                   

2. Д/игра  «Расставь как было»           

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

3. Д/игра  «Дорисуй»                                                                                                                   

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

4. Д/игра «Найди отличия»     

Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

5. Д/игра «Кто быстрее»

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соответствуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

6. Д/игра «Кто спрятался?»                                                                                                   

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»       

7. Д/игра  «Срисовывание по клеточкам»   

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Д/игра  «Найди лишнее»                                                                                                           
Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей, белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).                                                                               

II. Развиваем слуховое внимание.

1. Д/игра «Самые внимательные»

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

2. Д/игра «Что звучало?»                                                                                                                 
Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные  инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

3. Д/игра «Повтори за мной»

Дошкольникам  предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

4. Д/игра «У кого колокольчик?»

Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.

5. Д/игра «Слова»

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.                                                                                                                                    

6. Д/игра «Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

7. Д/игра «Расскажи как было»                                                                    

Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.

8. Д/игра  «Кто это?»      

Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь.

III. Развиваем моторно-двигательное внимание.     

1. Д/игра «Съедобное – несъедобное»

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

2. Д/игра «Повторяй за мной»

Воспитатель называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)

3. Д/игра «Летает, прыгает, плавает»

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

4. Д/игра «Зимующие и перелётные птицы»

Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если  птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».

5. Д/игра  «Овощи и фрукты»

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».

6. Д/игра «Запретное движение»

Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

7. Д/игра «Поезд»

Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едет в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

8. Д/игра «Внимательные ребята»    

Дети строятся в колону. Взрослый называет различные объекты, после чего каждый ребёнок, который стоит в колоне, должен подбежать к столу, на котором стоит корзина с предметами и выбрать предмет соответствующего цвета с названым объектом. Например, воспитатель называет слово «бумага», ребёнок должен подбежать к столу и выбрать из корзины предмет белого цвета – белый мячик, карандаш и  т.д.





Дидактические игры на развитие мышления

 Мышление – одна из высших форм деятельности человека, а также является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Существует  три вида мышления:

·         наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);

·         наглядно-образное (дети уже могут представлять предметы или явления окружающей среды);

·         словесно-логическое (дети пользуются понятиями,  умеют рассуждать).     

Наглядно-действенное мышление с особой интенсивностью развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Дети знакомятся со свойствами предметов, учатся оперировать предметами, устанавливать отношения между ними, а также решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Это мышление образами,  представлениями, превращения ситуации в образной форме. Оно возникает тогда, когда у ребёнка есть достаточный опыт практических действий и, вместо реалий, он прибегает к умственным попыткам изменить ситуацию, представляя необходимые действия и полученные результаты. Также наглядно-образное мышление позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.        
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.
Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. 
В  развитии  мышления и других психических процессов  дошкольников большое значение имеет  игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Примеры игр на развитие мышления дошкольников.      

1. Д/игра «Собери большую семью»      

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми  раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»   

2. Д/игра «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

3. Д/игра «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

4. Д/игра «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

5. Д/игра « Волшебный мешочек»   

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

6. Д/игра «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

7. Д/игра «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

8. Д/игра  «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

9. Д/игра  «Чередование»

Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

10. Д/игра «Найди лишнее слово»  

Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

11. Д/игра «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12. Д/игра  «Профессии»    

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

13. Д/игра «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

14. Д/игра «Угадай»                            

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

15. Д/игра «Отгадывание загадок»    

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

16. Д/игра «Перелётные и зимующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь  и т.д.

17. Д/игра «Летает, плавает, ползает»  

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать...» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

18. Д/игра «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

19. Д/игра «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

20. Д/игра «Наша любимая зима и любимое лето»


Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )



Игры на развитие памяти детей дошкольного возраста


Психика человека многообразна и разносторонне развита: благодаря ей люди многое умеют и могут. Но в то же время психическое развитие человека возможно только потому, что он умеет сохранять приобретенный опыт и знания посредством памяти. Любое наше впечатление, чувство или движение оставляет свой след в памяти, который может сохраняться долгое время и вновь проявляться в нужный момент.
Физиологической основой процесса памяти является образование и сохранение временных связей в коре головного мозга в виде образов предметов и явлений с последующим их воспроизведением при необходимости.
Таким образом, память занимает особое место среди других психических процессов, потому что объединяет их в одно целое, позволяет накапливать полученную информацию, приобретать и впоследствии усовершенствовать индивидуальный жизненный опыт человека, его знания и навыки.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.
Запоминание обеспечивает полное и точное восприятие, а также длительное и прочное хранение поступающей информации и может быть непроизвольным и произвольным. Произвольное запоминание связано с предшествующей ему установкой на запоминание какого-либо определенного материала с помощью особых приемов, делающих этот процесс легче и интереснее. Этот вид запоминания осуществляется в определенных благоприятных условиях (наличие сосредоточенности и концентрации внимания, вникание и осмысление информации, соблюдение тишины) и требует систематической тренировки для повышения продуктивности.
Непроизвольное запоминание осуществляется по ходу каких-либо действий человека и не направлено на сохранение в памяти поступающей информации, но и оно может зависеть от внешних условий: окружающей обстановки, необычности материала, яркости и интереса к нему со стороны человека, его настроения, эмоционального и физического состояния в данный момент и т. д. При этом вместе с ним совершается непроизвольное запоминание и так называемая механическая память, не требующая понимания материала, который просто заучивается наизусть.
Память человека индивидуальна. Ее развитие, становление и совершенствование связано с развитием всей его нервной системы. Но в то же время у каждого человека присутствуют все существующие виды памяти, среди которых какие-то один-два вида являются преобладающими. Но и это преобладание определенных видов памяти является приобретенным в результате обучения.
С годами эти навыки закрепляются и в ходе учения, незаметно и постепенно ребенок привыкает пользоваться одним или двумя видами памяти, превращая их к подростковому возрасту в стереотип запоминания, на который он привык полагаться в умственной работе. А остальные виды памяти просто «забываются», остаются неработающими, нетренированными.
Следовательно, этот резерв, существующий у каждого, необходимо просто включить в работу, развить.
По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:
а) двигательную - направленную на запоминание и повторение движений;
б) образную - направленную на запоминание и сохранение чувственных образов предметов, явлений и их особенностей, которая, в свою очередь, делится в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию, на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую;
в) словесно-логическую - направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением;
г) эмоциональную - отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их вызывающими.
По продолжительности сохранения материала выделяют долговременную (удерживающую поступающую информацию в течение длительного времени) и кратковременную или оперативную (сохраняющую сведения о чем-либо в течение 30-60 минут, после чего эта информация либо забывается, либо переходит в долговременную).
Качество памяти ребенка зависит от его возраста. Дети дошкольного возраста отличаются в основном развитием образной, непроизвольной памяти. Они быстро запоминают все яркое, красочное, необычное, вызывающее сильные впечатления.
К 6-7 годам начинает развиваться произвольное запоминание: они могут с достаточной точностью выучить стихи, запомнить рассказы, термины, даже когда в них встречаются непонятные им выражения и данные. Это связано также с преобладанием механической памяти, необходимой на данном этапе для обучения детей.
С поступлением в школу начинается развитие логической памяти, которое осуществляется в условиях систематического и последовательного обучения, выполнения специально подобранных заданий и упражнений, что значительно ускоряет и повышает уровень развития памяти детей.
В то же время память ребенка зависит не только от возраста, но и от его индивидуальных особенностей. Одни дети быстро запоминают, но и также быстро забывают информацию, другие тратят больше времени на заучивание, зато запоминают материал лучше и надолго.
У некоторых детей преобладает зрительная память. Им удобнее пользоваться наглядными пособиями, иллюстрациями, графическими схемами и чертежами при подготовке к уроку. Другим легче даются задания на слух, третьим необходимо и то и другое. Но все дети прочнее и легче запоминают то, что их интересует: они лучше успевают по тем предметам, которые любят, которыми интересуются.
В то же время обучение в школе предъявляет свои требования к памяти - необходимо запомнить, осмыслить определенный объем изучаемого материала, даже если он не интересен для них, а это требует значительных волевых усилий. Поэтому важной задачей взрослых в этот период становится ознакомление детей с приемами эффективного, осмысленного запоминания материала, приучение их к системе и режиму в выполнении домашних заданий, всестороннее, равномерное развитие всех видов памяти.
При различных травмах и заболеваниях головного мозга, а также с возрастом у человека может возникать органическое расстройство памяти - амнезия, когда из его памяти выпадают некоторые события и воспоминания. Кроме того, выделяют функциональные нарушения памяти - постгипнотическое (когда забываются события, происходившие в течение сеанса гипноза) или защитное (связанное с забыванием неприятных, травмирующих ситуаций из жизни человека).
Как часто сейчас можно услышать от родителей, что их ребенок умный, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает. А на самом деле это связано не с расстройствами памяти (хотя и такое бывает), а со слабой ее тренированностью, неумением пользоваться своими способностями.
Поэтому родители должны понимать свою роль в формировании и развитии памяти своих детей: систематически наблюдать за ребенком, знать особенности его развития, в том числе всех психических процессов. И при необходимости помочь ему в их совершенствовании и тренировке с помощью специальных игр и упражнений.
Игры на развитие памяти для детей 3-5 лет
·         Игра «Запомни - положи»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).
Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.
·         Игра «Что пропало?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.
К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».
·         Игра «Что стало по-другому?»
Задача: развить произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек). К 5 годам ребенок должен сопровождать свои действия предложениями о местонахождении картинок (или игрушек). Например: «Картинка с мячиком лежала первой, за ней шла кукла, пирамидка» и т. д. или «Поменяли местами машинку и книжку».
·         Игра «Что добавилось?»
Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
Описание. После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».
·         Игра «Что изменилось?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование. 1 вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.
2 вариант: одна сюжетная картинка с небольшим количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Описание. 1 вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.
2 вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.
Например: «На первой картинке у зайчика на шее бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».
·         Игра «Чем отличаются?»
Задача: развить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.
Оборудование: пары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).
Описание. Ребенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.
·         Игра «Повтори за мной действия»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.
Описание: Взрослый и ребенок стоят напротив ДРУГ друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.
Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.
·         Игра «Посмотри - запомни - нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
·         Игра «Запомни и запиши цифры»
Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.
Оборудование: карточка с 2-3 написанными на ней цифрами.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.
·         Игра «Запомни пары»
Задача: развить зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.
Оборудование: знакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.
Описание. Картинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова, к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.
Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ -замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
·         Игра «Запомни - назови»
Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок.
Оборудование. 1 вариант: детям 3-4 лет предъявляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 5 лет количество картинок или предметов увеличивается до 6-7 штук.
2 вариант: парные карточки, на одной из которых изображено определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. 1 вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.
Описание.
1 вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.
2 вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен вспомнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.
·         Игра «Ответь на вопросы»
Задача: развить у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.
Оборудование: сюжетные картинки для рассматривания.
Описание. После рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.
Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».
Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».
·         Игра «Запомни слова»
Задача: развить слуховую память и внимание детей, расширить их словарный запас.
Описание. Взрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения: детям 3-4 лет - 4-5 слов; 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.
На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные.
·         Игра «Постучи, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
Игры на развитие памяти для детей 6-7 лет
·         Игра «Что изменилось»
Задача: развить зрительную память и внимание, научить детей запоминать детали сюжетной картинки.
Оборудование: пары сюжетных картинок, одна из которых содержит несколько героев (3-4) и множество характеризующих их деталей, вторая - похожа на первую, но с отличиями в месторасположении, количестве, цвете мелких деталей картинки.
Описание. Ребенок внимательно рассматривает первую картинку, затем, когда она меняется на вторую, старается вспомнить и назвать изменения в деталях на ней. Например, на первой картинке были нарисованы две березы, а на второй стало два дуба. Или на первой гроздь винограда была повернута влево и находилась после яблока, а на второй она повернута вправо и стоит перед яблоком.
·         Игра «Найди, чем отличаются картинки»
Задача: развить зрительную память и внимание, научить детей внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.
Оборудование: ряд из 3-4 похожих предметных картинок или пары сюжетных картинок, одна из которых отличается от другой (других) мелкими деталями, фишки.
Описание. Детям предлагается рассмотреть ряд или пару картинок и найти между ними определенное количество отличий за ограниченное время.
За каждое найденное отличие ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
·         Игра «Ответы на вопросы»
Задача: развить внимательность детей при рассмотрении сюжетной картинки, их связную речь.
Оборудование: сюжетная картинка, на которой изображено множество живых и неживых предметов.
Описание. Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку и дает задание внимательно ее рассмотреть. Затем, перевернув ее, начинает задавать вопросы о ее содержании, на которые ребенок должен ответить правильно.
Например: «Что стояло на столе? Что было в руках у девочки? Что висело на стене? Мальчик сидел или стоял?» и т. д.
·         Игра «Сделай, как я»
Задача: научить детей последовательному выполнению действий по образцу, развить координацию их движений, выразительность речи, дикцию.
Описание. Дети стоят в кругу. Водящий произносит любое предложение с определенной интонацией, одновременно выполняя какое-либо движение, и просит одного из детей их повторить. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
·         Игра «Слушай и запоминай»
Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.
Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет.
Для игры используются слова с гласными (А, О, У, И, Ы) и согласными звуками, которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф], [X]). Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в середине и конце слова.
Описание. Взрослый произносит ряд сначала из 5-6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.
·         Игра «Делай, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать ритмический рисунок, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
Например: III... II; II... II... Ill; III... I... III.
·         Игра «Запомни - нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 4-5 нарисованными на ней геометрическими фигурами. В отличие от игры для детей 3-5 лет фигуры становятся более сложными.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить.
Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
·         Игра «Запомни и запиши цифры»
Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.
Оборудование: карточка с 4-5 написанными на ней цифрами.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается.
В отличие от игры для детей 3-5 лет в данном случае ребенок должен не только написать, но и назвать увиденные цифры в заданном порядке.
·         Игра «Запомни - назови»
Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок. -
Оборудование. 1 вариант: детям предъявляются 8-10 картинок или хорошо знакомых предметов.
2 вариант: парные карточки, на одной из которых изображено 12-16 предметов, на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.
Описание. 1 вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.
2 вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен вспомнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.
·         Игра «Вспомни и нарисуй схему»
Задача: развить зрительную память, ассоциативное мышление, мелкую моторику детей.
Оборудование: пары карточек, на одной из которых изображены ряды из 5 картинок и соответствующих им схем, на второй только ряды картинок с первой карточки.
Описание. Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов и соответствующие им схемы на первой карточке.
Затем эта карточка убирается и показывается вторая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие данным картинкам, с первой карточки.
·         Игра «Выкладывание букв из палочек по памяти»
Задача: развить зрительную память, воображение, мелкую моторику детей, умение воспроизводить по памяти расположение элементов букв.
Оборудование: карточки с печатными буквами, счетные палочки.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с какой-либо буквой и предлагает выложить ее из палочек. Круглые и овальные элементы изображаются в виде квадрата или прямоугольника. Затем карточка с буквой убирается, и ребенок пробует снова выложить ту же букву по памяти.


 Особенности развития логического мышления детей.
 Общие рекомендации и игры.

  Каждый ребенок - неповторимая личность и подход должен быть исключительно индивидуальный. Тем не менее психологи все же попытались определить нечто общее, присущее тому или иному образу мышления маленького человечка. Выделяют три основных типа:
  • наглядно-действенное познание (с помощью манипулирования предметами);
  • наглядно-образное познание ( с помощью представления предметов, явлений);
  • словесно-логическое познание ( с помощью понятий, слов, рассуждений).
 Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 2-3 лет. Он постигает свойства предметов, учится ими оперировать, устанавливать между ними отношения и решать различные практические задачи.
 На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная его форма – наглядно-образное мышление, при котором ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
 К 5-6 годам начинается интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связанно с использованием и преобразованием понятий.
 Одна из важнейших способностей человека – умение оперировать несколькими понятиями одновременно. Например, при чтении важно не забывать предыдущий текст, при пересчете помнить уже полученные суммы, закрывая дверь, не забывать о ключах и т. д.
 Как научить этому ребенку? Как развить эти способности? Уровней такой подготовки может быть несколько.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

 Первая ступень. Прежде чем приступить к более сложным действиям, надо убедиться в том, что у ребенка сформировано представление о постоянстве объекта, и он действительно ищет игрушку, спрятанную у него на глазах, в том месте, куда ее положили. После этого можно рассмотреть, назвать, а затем спрятать две знакомые игрушки под перевернутые стаканчики или зажать их в кулаки и предложить ребенку открыть ту игрушку, которую у него просят. Когда он научится находить предметы, можно предложить ему такое же задание, но с использованием карточек.
 Рассмотрите вместе с ребенком и назовите с использованием соответствующего жеста две картинки на карточках, а затем переверни их на глазах ребенка и спросите: «Где собачка?», «Где котик?» и т.д.
 Вторая ступень. Спрячьте на глазах у ребенка под стаканчиками три, а затем четыре маленькие игрушки и спросите, например: «Где машинка?». Ребенок откроет нужный стаканчик, начнет рассматривать и катать машинку. Затем снова закройте игрушку стаканчиком и спросите: «Где котик?» Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание, но с использованием карточек (игрушки, продукты, животные, одежда, мебель и т. д.). рассмотрите вместе с ребенком и назовите с использованием соответствующего жеста три, а затем четыре картинки на карточках, а потом переверните их на глазах у ребенка и спросите, например: «Где стул?» или «Где чашка?» и т.д. Ребенок должен открыть нужную карточку. Подтвердите правильность выполнения задания: «Да, молодец, это чашка».
            Можно рассмотреть две карточки, перевернуть и спросить, показывая на одну из них: «Что здесь?». Ребенок ответит словом или жестом, а затем откроет карточку и проверит правильность ответа.
 Попросите ребенка принести какой-либо предмет, находящийся вне его поля зрения, например в соседней комнате. Хорошо разнообразить такие просьбы, каждый раз предлагая принести что-нибудь новенькое. Ребенок должен понять, что именно его просят сделать, пойти в другую комнату, найти нужную вещь и принести ее.
 Привлекайте ребенка к помощи по хозяйству. Он может действовать, подражая взрослым,- например, вместе убирать посуду со стола или выполнять отдельные маленькие поручения. Такая деятельность может также способствовать развитию речи.
 Постоянно обсуждайте происходящее. Особенно выделяйте эмоциональные моменты: «ой, лужа», «ой упало», «ой, горячо», «тяжело».
 Третья ступень – выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов. Обучение этому граничит с логопедией и требует определенного развития и соответствующего уровня понимания речи. Важно, чтобы ребенок понимал каждое слово в отдельности.
Усложненные задания должны стать обычной частью повседневной жизни. Можно обращаться к ребенку с «длинными» просьбами, включающими в себя два последовательных шага, просьбу принести два предмета одновременно, или обозначить признаки нужного предмета. Для того чтобы убедиться, что ребенок действительно запоминает то, о чем вы просите, можно предлагать ему необычные задания. Например: «Принеси кубик, положи его в кастрюлю», «Принеси чашку и платок» и т.д. Если уровень развития речи малыша позволяет, можно попросить ребенка повторить задание перед его выполнением.
Посадите за стол большую и маленькую куколку и поставьте на него, например, чашки и тарелки, положите ложки и вилки. Предложите ребенку такие действия: «Дай этой кукле чашку и вилку», «Дай большой кукле тарелку» и т.д. Или предложите ребенку куклу и мишку, расческу и вилку. Попросите расчесать мишку вилкой или покормить куклу расческой.
 Кода ребенок просит что-нибудь, иногда желательно не сразу выполнять его просьбу, например: «Налить тебе сок? Сейчас я уберу посуду со стола и налью». Это учит ребенка сохранять внимание в течении некоторого времени. Время ожидания для малыша должно быть достаточно коротким, но постепенно его можно его увеличивать, и подросший ребенок уже не забудет о том, что хотел посмотреть мультфильм даже если отложить его просмотр на час. Включайте ребенка во все виды деятельности для приобретения бытовых навыков. Хорошо, если ребенок сам хочет помогать, подражая вам или выполняя по вашей просьбе отдельные действия. Например, при приготовлении пищи попросите ребенка достать кастрюлю и отнести ее на стол. При резке овощей можно дать ему пластмассовый одноразовый нож и предложить резать вместе. То же самое относится к уборке, мытью полов, посуды, стирке, работе в огороде и т.д.
 Четвертая ступень –выполнение заданий из трех шагов или трех значимых слов. Возьмите большую, среднюю и маленькую матрешек, тарелки трех размеров, набор счетного материала по теме «фрукты и овощи».
 Поставьте матрешек по росту, расставьте тарелки и попросите: «Дай большой матрешке маленькую тарелку». Затем выложите на стол , например, четыре огурца, два помидора и два лимона. Предложите задания: «Дай этой матрешке два огурца и помидор», «Дай большой матрешке лимон и помидор», «Положи лимон, огурец и помидор в эту тарелку». Попросите выполнить задание полностью и, если ребенок не сможет выполнить его сразу, повторите снова, не разбивая на шаги.
 Можно также попросить ребенка повторить задание перед выполнением или помочь ему наводящими или уточняющими вопросами. Например, если ребенок выполнил только часть просьбы «Дай матрешке два огурца и помидор» и дал матрешке только два огурца, можно спросить его: « Что еще хотела матрешка?», а затем: «Помидор или лимон?».
 Постоянно спрашивайте ребенка, что он делал вчера, что собирается делать дальше: « Мы идем гулять. Что ты наденешь? Еще что?». Если он дает неверные ответы, задавайте ему наводящие вопросы и уточняйте подробности. Можно, например, спрашивать: «Ты на завтрак е кашу или суп?», «Суп был на обед или на завтрак?».
 Таким образом, участие во всех делах должно состоять из цепочки действий и занимать достаточно продолжительный период времени, например: разложить игрушки по местам, протереть и разложить приборы в ящик стола или полить цветы во всех комнатах и т.д.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

·         КТО ЧТО ЛЮБИТ?

 Материал: картинки с изображением животных и пищи для них.

 Разложите перед ребенком картинки с изображениями животных и отдельно – картинки с изображением еды, предложите всех «накормить».

·         НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

 Зачитайте ребенку слова одной группы и попросите их назвать одним или несколькими словами. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к нему.

·         КЛАССИФИКАЦИЯ

 Материал: набор картинок с изображениями различных предметов.

 Попросите рассмотреть их и разложить по группам.

 Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая- лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил?

·         СЛОВО

 Прочитайте ребенку группу слов и предложите определить, какое из них является лишним, например:

 Старый, дряхлый, МАЛЕНЬКИЙ, ветхий.

 Храбрый, ЗЛОЙ, смелый, отважный,

 Яблоко, слива, ОГУРЕЦ, груша.

 Молоко, творог, сметана, ХЛЕБ.

 Час, минута, ЛЕТО, секунда.

 Ложка, тарелка, кастрюля, СУМКА.

 Платье, свитер, ШАПКА, рубашка.

·         ЧЕРЕДОВАНИЕ

 Предложи ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание на то, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом выложите забор из разноцветных палочек и т.д.

·         ОТВЕЧАЙ БЫСТРО!

 Бросая ребенку мяч, назовите цвет; возвращая вам мяч, малыш должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форма) предмета.

·         УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ УМА

 Предлагайте ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова относящиеся к спорту; наименование диких зверей, домашних животных; слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.

·         ГОВОРИ НАОБОРОТ

 Предложите ребенку игру: «Я буду произносить слова, а ты говори наоборот, например: веселый- грустный, быстрый- медленный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

·         БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ

 Назовите какую-нибудь ситуацию и в тот же момент бросьте мяч. Ребенок должен поймать его в том случае, если названная ситуация реальна, а если нет, мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; дом пошел гулять; яблоко соленое и т.д.

 УПРАЖНЕНИЕ НА СКОРОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

·         ОТГАДАЙ СЛОВО

 Предложите такую игру: начните слово, а ребенок должен его закончить: «Отгадай, что я хочу сказать!» Всего дайте несколько слогов, например: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
 Не только хвалите ребенка за правильный ответ, но и фиксируйте время, которое является показателем быстроты мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

·         СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ( ПОНЯТИЙ)

            Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Спросите у него: « Ты видел муху? А бабочку?» Задав вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?»
 Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно сравнивать: выделять черты сходства, отличительные признаки, находя наиболее существенные. Пары слов для сравнения: дом и избушка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, топор и молоток, город и деревня.

·         УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ

 Предложите малышу угадать, о чем ( о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. ( помидор)». Если ребенок затрудняется с ответом, выложите перед ним картинки с различными овощами, и он найдет нужный.

·         КТО КЕМ БУДЕТ?

 Покажите или назовите предметы и явления и предложите ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем) будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т.д. поощряйте ребенка за правильные ответы.

·         РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

 Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дайте ребенку картинки попросите их рассмотреть. Предложите разложить их по мере развития изображенных на них событий. В заключении ребенок должен составит по ним рассказ.

·         ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

 Расскажите о чем-то, включив в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен это заметить и объяснить, почему так не бывает.
 Например: «Вчера иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «ку-ка-ре-ку»- и рога уже выставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»

·         НЕЛЕПИЦЫ

 Предложите ребенку рисунки, которые содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении персонажей попросите малыша найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предложите рассказать, как бывает на самом деле.

 Таким образом, можно заметить, что игра – это наиболее естественный для ребенка способ познания. А нередко и единственный путь для тех, кто из-за каких-то внутренних конфликтов не принимает или вовсе не освоил мир взрослых ценностей и правил. Игра для ребенка является тем же, чем для взрослого является речь. В ней он выступает как личность, наделенная правами. Ребенок свободно играет только в атмосфере благожелательности, когда ощущает себя в безопасности: он начинает верить в собственные силы и чувствует, что может наиболее полно проявить себя и его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс. В игре ребенок развивается и совершенствуется.


Развиваем зрительное восприятие

Зрительное восприятие – это сложная работа, в  процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз человека. Это процесс, включающий в себя различные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно – моторную координацию, навыки зрительного обследования, объем, константность восприятия.
Адекватное зрительное восприятие предметов может возникнуть только на основе многократного применения на практике различных способов сравнения в самых разных ситуациях и на самых разных объектах, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов. Точность зрительного восприятия определяет эффективность  формирования навыков письма и чтения.
Основными особенностями зрительного восприятия дошкольников с нарушениями зрения являются: замедленность восприятия, меньшая дифференцированность, суженный объем воспринимаемого материала, значительные трудности  при понимании сюжетных картин и пейзажей, слабое различение цветов и их оттенков.
Педагогическими средствами не возможно повысить остроту зрения, но можно научить ребенка пользоваться тем, что он имеет. Именно это и является основной задачей развития зрительного восприятия. В процессе развития зрительного восприятия активное участие могут принимать и родители.  Вы можете организовать с ребенком следующие игры.

  • «Что изменилось?»
Предложите ребенку рассмотреть 5 – 6 карточек с картинками и отвернуться. Уберите (добавьте или поменяйте местами) картинки. Ребенок должен определить, что изменилось.

  • «Зашумленные изображения»
Ребенку предлагается рассмотреть контурные изображения предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать и назвать.

  • «Незаконченные изображения»

Предъявляют изображения с недорисованными элементами, например, птица без клюва, рыба без хвоста, платье без рукава и т.д. Нужно назвать и дорисовать недостающие детали

  • «Запомни и нарисуй»
Предложите ребенку запомнить ряд из 4-6 предметов, а затем схематично нарисовать их.





Комментариев нет:

Отправить комментарий